Чехия Инфо Ру - Вы находитесь в разделе: Памятник-музей народной письменности
Чехия, отдых в Чехии, отели Чехии, туры в Чехию Телефон горячей линии: +7 (495) 950-53-75, +7 (495) 946-18-68

Горячая линия


Чехия - туристу


Вся Чехия


Чехия / достопримечательности Чехии / Памятник-музей народной письменности

Памятник-музей народной письменности

Летний дворец «Звезда» располагается в огромном парке, бывшем оленьем заповеднике, в западной части города. Габсбурги построили этот дворец в XVI веке, как летнюю резиденцию. Дворец в стиле ренессанс необычен тем, что имеет в плане форму шестиугольной звезды.
А было это так. В 1530 г. Король Фердинанд I выкупил у Бржевновского монастыря землю для своего охотничьего заповедника, который назывался Новым, в отличие от Старого – т.е. Стромовки. В 1541-1563 годах проходили работы по возведению по периметру заказника каменной стены с воротами (северные, с богатым каменным порталом сохранились).
Дворец расположен в задней части заказника, как point de vue, на замыкании перспективы. Это расположение дворца имело другие выгоды: прекрасный обзор живописной местности, кроме того, ансамбль становился частью великолепного пейзажа западной пражской окраины (как Стромовка – северной).
Не надо забывать, что теперешняя упрощенная кровля (20 век), по сравнению с той, что была и в ренессансе, и в барокко, имея высоту в 2 раза меньшую, существенно проигрывает, упрощая постройку, явно теряющую в элегантности. В комплекс входили также: зал для игры в мяч с 11 открытыми аркадами, кухонный блок и неправильной формы бастионы, напоминающие лучи звезды вместо теперешней прямой стены)
Своеобразное решение ситуации и постановка здания в прежнем виде с умелой организацией пейзажа прославило эту постройку эпохи ренессанса, сделав достопримечательностью во всей Средней Европе.
Необычную геометрическую форму дворца (шестиконечная звезда в плане) придумал и спроектировал второрожденный сын короля, императорский наместник в Чехии эрцгерцог Фердинанд Тирольский. Тирольским он стал, когда его брат Максимилиан стал императором.
Королевич Фердинанд Тирольский (1529-1595), получив прекрасное образование, стал настоящим вельможей эпохи Возрождения. Он разбирался и ценил искусство, (в этом Рудольф-II далеко не первичен), был коллекционером, имел свою великолепную библиотеку, кунсткамеру, держал при своем дворе ученых-алхимиков, астрологов, лучших музыкантов и часто давал великолепные пиры и празднества с театрализованными турнирами. Летний дворец и был предназначен для кратковременного пребывания, охоты, репрезентативных мероприятий и увеселений и отдыху.
Романтическая легенда (возникшая в 19 в), что Фердинанд Тирольский выстроил «Звезду» для своей будущей жены Филиппины, остается только красивым вымыслом. В 1557 г. эрцгерцог тайно женился на прекрасной дочери банкира Филипине Вельзер, ему пришлось десять лет держать это в секрете, скрывая в замке Кршивоклат и в других чешских замках от гнева царствующего отца. Мещанское происхождение его избранницы не позволяло ввести ее в круг императорской фамилии, Габсбурги так и не приняли Филиппину в свой круг.
Филипина родила ему двух сыновей, которых пришлось провозгласить найденышами, чтобы Фердинанд мог их усыновить. Лишь двадцать лет спустя, в 1576-м году, римский папа признал брак легальным. Не исключено, что задуман дворец был для Филиппины Велзер (с историей этой действительно прекрасной дамы, известной своими медицинскими и кулинарными познаниями, можно познакомиться в замке Кршивоклат, там же висит популярная картина Алфреда Сейферта "Филиппина Велзер у епископа Яна Августа", узника замка).
Королевич, увлекаясь не только архитектурой (в его библиотеке солидная коллекция на эту тему), но и астрологией, астрономией, магией и мистикой, выбрав форму ЗВЕЗДЫ, сам сделал концептуальный проект, чему свидетельство - сохранившиеся чертежи Фердинанда. Строительство летнего дворца реализовали Памбио, затем Вольмут и др.
Изначально кровля была пирамидальная (затем была куполообразной на шпиле, а низкой-шатровой, т.е. нынешней - она стала в 19-20 в). На втором этаже комнаты имеют ромбовидную форму, изначально была предусмотрена система отопления, а на третьем - зал для пиров и торжеств.
Образцы великолепного декора итальянского ренессанса можно увидеть на сводах потолков, впервые в этих краях покрытых декоративной штукатуркой. Потолок на первом этаже является одним из прекраснейших произведений искусства эпохи Возрождения, созданных за пределами Италии. В центральном помещении воплощены сюжеты римской истории, в остальных залах – мифологическая тематика (подробнее – следующая статья).
С 1965г. во дворец становится одним из главных филиалов музея под названием "Памятник народной письменности".
В настоящее время в первом этаже, кроме постоянной экспозиции «Прошлое и настоящее». Об истории возникновения постройки и ее реконструкции в 1555-1556г.г. и ее использовании в 16. - 20. веках,
имеются небольшие экспозиции, посвященные:
* известному художнику Миколашу Алешу, посвятившему многие свои полотна и иллюстрации истории чешского народа,
* выдающемуся чешскому писателю, автору многих исторических романов Алоизу Ирасеку,
* и немного экспонатов из коллекции Фердинанда Тирольского.
Этажом выше проходят очень интересные временные выставки с использованием материалов из коллекций Пражских и зарубежных музеев и собраний. На самом верхнем этаже время от времени проводятся концерты и другие культурные мероприятия.
В подвале находится выставка, посвященная битве у Белой горы, которая разыгралась недалеко от парка и имела трагические последствия для чешской истории: победа католиков означала потерю национальной независимости протестантской Богемии почти на три столетия. В центральном зале размещена модель Белогорской битвы.
Созданные в 1556-1560 годах, лепные украшения на потолках первого этажа летнего дворца «Звезда», которые считаются произведениями итальянских мастеров Джованни Кампиони и Авосталиса дель Памбио, представляют собой первый образец данной техники в Чехии. Это – одна из самых удачных попыток применения классической техники декорирования на территории Центральной Европы.
Источники вдохновения, не считая пожеланий заказчика и собственного творческого вклада мастеров, необходимо искать частично непосредственно в античности, в особенности, надгробиях римских патрицийских родов на Виа Латина около Рима, выполненных в той же технике, частично – в тогдашнем искусстве Италии XVI века.
С точки зрения синтеза искусств декор представляет собой образец обдуманной композиции, исходящей из центрального медальона и распространяющейся в концентрических окружностях постоянно возрастающего радиуса, прекрасно вписанный в планировку этого неординарного сооружения.
В центральном медальоне находится главная сцена, изображающая Аэнеа, выносящего дряхлого отца из разрушенного Илия. С этим сюжетом из героического эпоса Виргилия непосредственно связан цикл Добродетели, представляющий в шести картинах стоических героев Древнего Рима и героических женщин эллинистических легенд.
На более широкой окружности, соединяющей центры отдельных промежуточных залов, кружатся аллегорические фигуры богов и людей, подразумевающихся представителей мировой Римской Империи.
Богиня Венера, которая считается родоначальницей римлян и их королевского рода, изображена в духе Галатеи Рафаэля.
На противоположной стороне – Диана, опирающаяся ногой о голову кабана, раскрывает первоначальное назначение этого сооружения – летний дворец был основан в заповеднике с дичью.
Фортуна, которая считалась в поздней антике гением-хранителем императора, представляет собой следующую фигуру этого цикла. Она возносится на земной сфере.
Ее противоположностью является трагическая фигура Клеопатры, олицетворяющая несчастье побежденных.
Соседний Марк Аврелий со щитом и в доспехах, обладает чертами защитника империи от агрессивных варваров.
А бог моря Нептун на противоположной стороне напоминает о том, что Римская Империя находилась на берегу Средиземного моря, которое именовалось «маре нострум» - "наше" море.
Таким образом, сцены из жизни Рима в декоре Летнего дворца являются отголоском политических стремлений Габсбургского рода того времени, к которому принадлежал строитель дворца Фердинанд Тирольский. В 16 веке род Габсбургов называл себя продолжателем творений Рима, несмотря на то, что их Империя не достигла размеров и исторического величия империи Римской.
Создатели лепных украшений «Звезды» стремились наглядно объяснить существующий мир, как параллель восхода Рима к мировому господству.
Кроме того, противогабсбургские волнения, религиозный раскол, турецкие войны, открытия в заокеанской части света все это опосредованно воплотилось в историческую сцену, рамой которой являются декоративные элементы турецких трофеев, лица экзотических племен, включая индейцев, сцены охоты, духи, герои и боги древних греков, пестрый хор которых проходит через все залы и промежуточные помещения.
Здесь представлены, воплощенные в виде морских чудовищ все стихии.
Им противопоставлены жанровые сцены, в особенности, сцены труда, напоминающие фрески Помпеи.
Применяются мотивы, очевидно указывающие на увлечение эрцгерцога в то время астрологией. А именно, в центре декора потолка в каждом зале находится изображение божества, олицетворяющего планету, которая несет его имя. Пять из них находятся в центрах залов, а вышеупомянутое изображение Венеры занимает исключительное положение в промежуточном зале напротив входа: на одной прямой с Солнцем, которое мы с удивлением обнаруживаем в центральном кругу с медальоном.
Не является ли это положение Солнца в декорации потолка летнего дворца Звезда намеком на гелиоцентрическую систему Коперника?
С точки зрения стиля лепной декор очень близок тогдашнему итальянскому творчеству, будучи тематически и способом исполнения связанным с Античностью.
Об этом свидетельствует тонкость разработки форм в орнаментации и фигурах, а также наличие целой шкалы античных орнаментов, астрагалов (сочленение ствола колонны с капителью или базой в виде валика), «ниток жемчуга», зубцов, гирлянд, розет, «набегающих волн», акантов (форма в виде стилизованных листьев), усиков, папирусов, оливковых ветвей, и, особенно, масок.
В соответствии с античными украшениями, лепка в Звезде является одноцветной, точнее, белой, дабы не нарушать игру света и тени и подчеркнуть форму на абстрактном фоне.
 
Источник: www.ilovecz.ru

Туроператор России


Туры в Чехию

 

Вакансии


Отели Чехии


Регионы Чехии

 
Метро: Белорусская
Ленинградский проспект, д. 7, оф. 305
Тел: +7 (495) 950-53-75 (мн.), +7 (495) 946-18-68
Схема проезда
, E-mail: info@czechinfo.ru
Чехия, отдых в Чехии, отели Чехии, туры в Чехию
ARTinForm: создание сайтов. Платформа: CMS. NetFlex
Обратите внимание - подборка полезных тур-сайтов!
Интернет-статистика Турфирмы, оформление виз, туры, посольства, билеты. Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Туристический рейтинг.